воскресенье, 1 ноября 2015 г.

О профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения новых образовательных стандартов
Новости по теме: Стандарт: находки
Внедряем новые стандарты!

Предлагаем вашему вниманию пособие, целью которого является содействие развитию профессионально-методической компетентности учителя как ведущего условия реализации нового образовательного стандарта основного общего образования.

Теоретические положения подкреплены системой алгоритмичныхнаучно-методических рекомендаций
 по эффективной организации основных направлений профессиональной деятельности учителей, заместителей руководителей образовательных организаций по научно-методической работе, методистов, что обеспечивает его практико-ориентированную направленность.

Здесь освещены требования к управлению уроком в условиях реформирования системы образования, приведены примеры конструирования урока, целевые установки и организационные формы внеурочной деятельности, управления контролем результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования, самоанализ процесса и результатов деятельности учителя.

Представленное пособие предназначено руководителям и методистам образовательных организаций, специалистам органов управления образованием и учреждений повышения квалификации, всем педагогам, заинтересованным в построении новой модели образования
https://drive.google.com/file/d/0B6pbkvPLmnyKRVU1WFF1V0pQeVE/view?usp=sharing

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр научно-методического тьюторинга


Методический подиум учителя
Новости по теме: Стандарт: развитие
https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg6_aVUesAOGynJq4S-4CdbVCTuHkcjndnr2LfWGLmLiKEqw4n7cF4tZ0wVpZgowdadElQDM3KQD_54Z8h7xWBRVhz7M-ynpQX_MD0d4fjuXZ_BFL4QptWvHa5-uahgA87iQE-rVevFXYo/s1600/WP_20151022_015.jpg
Внедряем новые стандарты!

22 октября 2015 г. в Донецком институте последипломного педагогического образования в форме«Методического подиума» состоялось плановое заседание творческой мастерской автора Латышевой С.А.,учителя украинского языка и литературы Макеевской ОШ № 57.

Цель мероприятия: ознакомить участников «Методического подиума» с авторской технологией учителя украинского языка и литературы, продемонстрировать формы и методы стимулирования филологического творчества школьников средствами ИКТ, которые на разных этапах креативной, исследовательско-поисковой деятельности помогают реализовать линии языкового и литературного компонентов, в частности, деятельностную, коммуникативную, литературоведческую, компаративную; ориентировать на необходимость внедрения организационно-деятельностных методов обучения в процессе изучения украинского языка и литературы; содействовать привлечению руководителей методических объединений к научно-практическому сотрудничеству с автором творческой мастерской по внедрению организационно-деятельностных методов обучения, ИКТ-технологий, способствующих развитию филологического творчества в процессе преподавания украинского языка и литературы.

«Методический подиум»
 – форма обмена инновационной деятельностью. Он предусматривал «показ моделей» филологического образования, направленных на стимулирование креативности обучающихся средствами ИКТ. Во время мероприятия состоялась выставка методических портфолио всех участников «Лекала педагогического творчества»; были проведены мастер-классы, включающие презентации инновационных моделей «Тайны педагогического ателье»; проектирование вариативной модели индивидуальной педагогической деятельности под девизом «Подмастерье должен учиться у мастера до того, как сможет иметь учеников».

Участниками мероприятия стали
 учителя украинского языка и литературы, которые занимаются данной проблемой, а также слушатели курсов «Деятельностный поход к изучению украинского языка и литературы». 

Открыла заседание координатор «Методического подиума»
 Ткачук Т.В., заведующая отделом украинского языка и литературы Донецкого ИППО, выступлением «Методический подиум» - форма обмена инновационной деятельностью». Татьяна Валерьевна отметила, что составляющим компонентом методологической основы Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 гг. является системно-деятельностный подход, который способствует направленности учебно-воспитательного процесса на развитие умений и навыков личности, применение на практике полученных знаний из разных учебных предметов, успешную адаптацию человека в социуме, профессиональную самореализацию, формирование способностей к коллективной деятельности и самообразованию.

Во время проведения мероприятия участники смогли ознакомиться с теоретической базой относительно развития творческих способностей обучающихся на уроках украинского языка и литературы (понятиями «филологическая одарённость», «методы и способы стимуляции», «развивающие технологии», «успех» и т.д.); познать секреты работы «креативных ателье»  педагогов
 Иноземцевой О.Л. (Зугрэсская ОШ № 9) и Бондаревой Е.А. (Горловская ОШ № 12), которые продемонстрировали способы использования мультимедийных средств обучения на уроках украинского языка и литературы с целью стимулирования филологического творчества обучающихся, формирования ключевых компетенций. С электронными материалами выступающих можно будет ознакомиться с 26 октября на сайте ДонИППО (отдел украинского языка и литературы).

Педагоги во время мероприятия почерпнули новую информацию, поделились опытом, получили возможность стать учениками МАСТЕРА, его последователями, а в дальнейшем, при желании, – МАСТЕРАМИ!

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел украинского языка и литературы


Методические рекомендации к преподаванию украинского языка и литературы в связи с переходом на Государственные образовательные стандарты
Новости по теме: Методический кейс
В 2015–2016 учебном году изучение украинского языка и литературы будет осуществляться по новым программам, разработанным на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 гг. (приказ Министерства образования и науки ДНР от 17.07.2015 № 325). 

Программы размещены на сайте Министерства образования и науки ДНРhttp://mondnr.ru/
 и на сайте Донецкого ИППО (отдел украинского языка и литературы) http://viddilukr.blogspot.com/
 
Программы по украинскому языку и литературе разработаны в соответствии с Базисными учебными планами для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2015/2017 гг. В связи с тем, что в документе часы на преподавание украинского языка и литературы поданы суммарно, обращаем внимание на правильность распределения часов на украинский язык и украинскую литературу (см.Приложение).

Новые программы
 подготовлены на основе действующих до конца 2014 – 2015 уч. г. программ по украинскому языку и литературе. Предлагаем педагогам подходить к изучению украинской литературы с позиций раскрытия художественной историко-литературной ценности произведений разных жанров и акцентируем внимание на том, что в новых программах, в сравнении с предыдущими, произошли некоторые изменения. 

Так, например, в 6 классе заменено произведение В.Руткивского «Джури козака Швайки» на повесть Оксаны Иваненко «Друкар книжок небачених»; в 8 классе из программы удалены поэзии Владимира Самийленко «Українська мова», Леси Украинки «Красо України, Подолля!»; в 7 классе произведения Тараса Шевченко «Заповіт» и Валентина Чемериса «Візантійський кінь», заменены на повесть «Климко» Г. Тютюнника; в 8 классе изъяты из программы поэзии В. Самийленко «Українська мова», Леси Украинки «Красо України, Подолля!»; в 9 классе изъяты из программы поэмы «Сон» и «Кавказ» Т.Шевченко, возвращены – поэмы «Катерина», «Слепая», а также рассказ Марко Вовчок «Максим Гримач»; в 10 классе удалены из программ такие произведения: Леся Українка (Лариса Косач) «І ти колись боролась, мов Ізраїль…», «Хвиля», Николай Вороной «Іванові Франкові», предложено для изучения произведение Ивана Франко «Легенда про вічне життя»; в 11 классе произведения Павла Тычины «Пам`яті тридцяти», Евгения Плужника «Річний пісок», Василия Симоненко «Задивляюсь у твої зіниці…», Василия Стуса «Крізь сотні сумнівів я йду до тебе», «Господи, гніву пречистого», Олеся Гончара «Залізний острів» (із роману «Тронка»), Николая Кулиша «Мина Мазайло» изъяты из программы, заменены на произведения Ивана Кочерги «Свіччине весілля», Григора Тютюнника «Три зозулі з поклоном», «Оддавали Катрю»; в программе для филологического профиля, профиль – «Українська філологія») предложено для изучения произведение Александра Довженко «Україна в огні». Не предлагаются для изучения по новым программам произведения эмиграционной литературы.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел украинского языка и литературы


Как заполнять страницы журнала «Украинский язык» и «Украинская литература»?
Внедряем новые стандарты!

В связи с переходом общеобразовательных организаций на новые Государственные стандарты, в соответствии со статьями 55, 56 Закона Донецкой Народной Республики от 07.07.2015 № 55-ІНС «Об образовании» Министерство образования и науки ДНР направило письмо от 12.10.2015 г. № 4574 «Рекомендации к ведению классного журнала 1-11-х классов общеобразовательных организаций».

Отдел украинского языка и литературы
 считает необходимостью проведение дополнительной on-line консультации по вопросам заполнения страниц журнала (предметы «Украинский язык», «Украинская литература»).

Подаём материалы консультации в форме диалога.
·                     Необходимо ли выставлять отметку за тему в 5–9-х классах и в 10–11-х классах?
Обучающимся 5–9-х классов по итогам прохождения темы отметка не выставляется (выставляется отметка за І четверть). Отметка по итогам прохождения темы в 10–11-х классах выставляется в отдельной колонке с надписью «Тема».
·                     На каком языке необходимо заполнять страницы журнала «Украинский язык», «Украинская литература»?
В соответствии с п.1.12. все записи по всем учебным предметам должны вестись на языке обучения. Допускается заполнение предметных страниц украинского языка и литературы на украинском языке в классах с русским языком обучения. Учитывая специфику указанных выше предметов, с целью максимального сохранения понятийного аппарата отдел украинского языка и литературы Донецкого РИДПО рекомендует заполнять предметные страницы «Украинский язык» и «Украинская литература» на украинском языке.

В приложении названия программы, основного учебника записаны на русском языке в соответствии с приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.08.2015 г. № 408 и от 08 октября 2015 г. № 648 (приложение 2), но в соответствии с п.1.12. Инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 12.10.2015 г. № 4574 «Рекомендации к ведению классного журнала 1-11-х классов общеобразовательных организаций» допускается фиксация сведений об авторах действующих программ и основных учебников, а также названий основных учебников на украинском языке.
·                     Какие виды контроля обучающийся обязан сдать позже, в случае отсутствия его в школе в день проведения контрольной работы?
Пункт 2.8. «Рекомендаций» гласит: «Не допускается выставление оценок в тот день, когда обучающийся отсутствовал в школе». Однако существуют виды контроля, которые проводятся не в числе (аудіювання, читання мовчки тощо), отметка за них выставляется в колонке без даты. Оценивание «говоріння», «читання вголос» на уроках языка и «напам’ять» на уроках литературы осуществляется индивидуально путём накапливания оценок. Таким образом, по вышеперечисленным видам контроля каждый ученик на протяжении четверти (семестра) обязан получить отметку.
·                     Обязательно ли должен учитель украинского языка и литературы проводить анализ контрольной работы в тетрадях для контрольных работ?
В соответствии с п. 2.12. «Рекомендаций» анализ контрольной работы (работа над ошибками) следует проводить после каждой контрольной работы (диктант, изложение, сочинение), кроме тестирования (см. п. 2.3. «Вимоги до виконання письмових робіт учнів загальноосвітніх навчальних закладів і перевірки зошитів з української мови та літератури у 5–11 класах», утверждено Решением научно-методического совета Донецкого РИДПО (протокол № 1 от 29.01.2015 г.) в тетрадях для контрольных работ или в рабочих тетрадях. 

Отдел украинского языка и литературы рекомендует проводить в рабочих тетрадях. Отметку за данный вид деятельности не выставлять. Запись на правой стороне журнала делать в таком виде:
Аналіз контрольної роботи. РМ. Ділові папери. Заява. Автобіографія. Анкета.
·                     Является ли обязательной нумерация уроков развития речи, контрольных работ?
Допускается запись уроков развития речи с указанием порядкового номера (без значка №). Например, РМ 1, РМ 2, РМ 3… Рекомендуется нумеровать (без значка №) только контрольные работы по языковой теме (тестирование, диктант). После записи «Контрольное сочинение», «Контрольное изложение» порядковый номер указывать не следует.
·                     Необходимо ли заводить отдельную тетрадь для работ по развитию речи?
Нет. У ученика должна быть рабочая тетрадь (для классных и домашних работ) и тетрадь для контрольных работ (по украинскому языку и украинской литературе). На уроках развития речи школьники пишут в рабочих тетрадях.
Напоминаем, что советы носят рекомендательный характер! 

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел украинского языка и литературы